|
ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
совместно с
при поддержке
объявляют о проведении
в Санкт-Петербурге с 27 по 29 октября 2010 года
III Российского культурологического конгресса
с международным участием
КРЕАТИВНОСТЬ
В ПРОСТРАНСТВЕ ТРАДИЦИИ
И ИННОВАЦИИ
Общая цель III Российского культурологического конгресса состоит в продолжении, развитии и укреплении традиции проведения национальных научных форумов с международным участием, заложенной Российским институтом культурологии, выступившим в сотрудничестве с рядом ведущих научно-исследовательских и научно-образовательных центров Российской Федерации, в партнерстве с Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и РФ. Ключевую тематику предыдущих конгрессов составило подведение предварительных итогов первых десятилетий развития отечественной культурологии и презентация сложившихся в ее рамках ведущих научных школ и стратегических направлений (2006), всестороннее осмысление базового содержания и основных импликаций культурного многообразия (2008).
В качестве ключевой темы намеченного к проведению с 27 по 29 октября 2010 года в Санкт-Петербурге III Российского культурологического конгресса c международным участием выдвинута фундаментальная категория креативности, рассматриваемой в пространстве традиции и инновации. В первую очередь, речь идет о профессиональном художественном творчестве в обществах европейского типа нового и новейшего времени, а также о стадиально предшествовавших ему многообразных формах фольклора. Выработанные преимущественно на указанном материале концепции мировой художественной культуры и теоретического искусствознания в целом послужили в качестве одного из источников идей и методов при формировании теоретической культурологии и, в свою очередь, подвергаются в настоящее время дальнейшей реструктуризации и развитию на правах ее составной части. Далее речь идет о типологически своеобразных модусах креативности, нередко укорененных в богатой культурной традиции стран Востока, которые продолжают свое историческое бытие, а иногда и начинают его в рамках многообразных субкультур современного полиэтнического, плюралистического общества, активно способствуя, в свою очередь, преобразованию присущих ему культурных форм, а зачастую и общей картины мира. В ближайшие задачи культурологии входит опознание таких субкультур в качестве своих предметов, выработка форм адекватных им теоретических дискурсов, прослеживание многообразных способов рецепции их творческих импульсов в актуальном искусстве и их воздействия на формирование магистральных феноменов современной массовой культуры. Наконец, существенно важным представляется осмысление и дескрипция в рамках собственно культурологической теории всего комплекса мер, необходимых и достаточных для продолжения традиции в новых, зачастую принципиально изменившихся условиях — или, с другой стороны, совокупности базовых закономерностей возникновения и укоренения инноваций в лоне пространства традиции. Не вызывает сомнения, что именно креативность была движущей силой, позволившей многим обществам прошлого преодолеть трудности роста и кризисы самоидентификации, переосмыслив собственное культурное наследие и обнаружив в нем инновационный потенциал, найдя, тем самым, убедительный способ продолжения «живого» прошлого в будущем.
Насущной является и задача научного осмысления оптимальных способов поддержки креативности в условиях современной российской цивилизации, ее роли и значения при решении магистральных задач поддержания единого культурного пространства, повышения доступности культурных благ и оптимизации их стандартов, ускоренной адаптации сферы культуры к условиям рыночного хозяйства и реалиям мирового культурного процесса. При делимитации указанных предметных областей естественный ориентир представляют собой концептуальные положения и формулировки государственной культурной политики РФ, нашедшей свое отражение в тексте таких программных документов, как Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2011 годы)», «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации» — и, разумеется, в основном содержании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) с целым рядом продолжающих и развивающих его положения федеральных законов и подзаконных актов, пересматриваемых и дополняемых в настоящее время в рамках активно ведущейся работы по выработке нового Закона о культуре. Следует помнить и о том факте, что уделив особое место общей целевой установке развития и поддержки современной российской культуры в контексте принципов проведения в жизнь новой политической стратегии, представленных в корпусе недавнего (ноябрьского 2009) ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев нашел своевременным выделить в ней три наиболее актуальных направления, одно из которых составила разносторонняя поддержка креативности в пространстве традиции и инновации, находящей выражение в первую очередь в сфере художественного творчества, но отнюдь не ограниченную таковым: «Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни».
Параллельно работе конгресса, усилиями специально сформированных для решения соответствующих задач особых организационных комитетов планируется проведение нескольких научных симпозиумов, посвященных разработке концепции межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалогов как неотъемлемой составляющей части культурной стратегии ЮНЕСКО на современном этапе. Наиболее общий теоретический контекст указанных встреч составляют программные документы ЮНЕСКО, в первую очередь семь ее так называемых «больших конвенций», всесторонний учет впечатляющего интеллектуального потенциала которых представляется весьма полезным для возможно более полного раскрытия ключевой темы конгресса в целом. Еще одна группа мероприятий, проводимых параллельно основной программе конгресса, — выставок, презентаций, мастер-классов и выездных заседаний, — получившая название III Форума кураторских инициатив «Петербургская биеннале современного искусства», направлена на активизацию диалога между академической и художественной общественностью.
Разумеется, выдвижение ключевой темы конгресса не может и не должно помешать продолжению подробного, вдумчивого рассмотрения всего комплекса как фундаментальных, так и более узких тем, вплоть до прикладных вопросов, представляющихся актуальными широкому кругу членов современного культурологического сообщества. Сюда относится обширный круг тем, обсуждение которых предполагается структурировать в рамках 4 пленарных и 30 секционных заседаний, а также 2 круглых столов, сгруппированных вокруг 8 базовых тем: теоретическая культурология, историческая культурология, динамика культурных форм, фундаментальные проблемы мировой художественной культуры, культурология креативности, педагогическая культурология, культурология российской цивилизации, культурная политика в контексте глобального кризиса. В числе тем, намеченных к обсуждению, в первом приближении выделены следующие:
Теоретическая культурология
- Ключевые проблемы современной теоретической культурологии
- Теоретико-методологические основания современной теоретической культурологии
- Теоретические основания сопоставительного исследования культур
- Теоретические основания анализа форм предъявления нового знания в культуре
- Креативность в культурогенезе
- Фундаментальные основания теории креативности
- Норма и девиация в контексте теории культурного креативизма
Историческая культурология
- Актуальные проблемы историко-компаративных исследований культуры
- Историческая динамика культурных образов мира
- Микро- и макроистория: контуры методологического рассмотрения
- Историческое исследование творческого потенциала культур
- Культурный креационизм как движущая сила истории
- Исторический радикализм и теория креативности
- Личность творца в пространстве культурного процесса
- Позитивный креативизм и деструкция в историко-культурном процессе
- Креативность исторической памяти и футурология социального воображения
Динамика культурных форм
- Принципы теоретических исследований культурной статики и динамики
- Мультикультурализм и локальность в исторической динамике культурных форм
- Семантика локальных универсалий культуры
- Креативность в динамике культурных форм
- Новаторство, стабилизация и регрессия в культурных образах мира
- Пассионарность и воля в истории
- Предельные формы креативного опыта
- Культурология образа новатора в истории
Культурология креативности
- Культурный опыт как творение нового
- Охранительные и модернизирующие тенденции в традиционной и современной культуре
- Способы описания креативного начала в культуре
- Креативность в теории религиозного опыта
- Семантика образов творения в культуре
- Логика и прагматика креативного мышления в культуре
- Утопизм как философия жизни и самосознание культуры
- Отношения центра и периферии в динамике культурного креативизма
Фундаментальные проблемы исследования мировой художественной культуры
- Философия творчества и эстетика в контексте современного культурологического знания
- Актуальные проблемы исследования классических художественных систем
- Методологические особенности анализа новейшего искусства
- Теоретическое и историко-культурное исследование региональных художественных процессов
- Феномен креативности в искусстве
- Философия креативности в эстетике и теории искусства
- Модусы креативности в истории художественного творчества
- Радикализм и консерватизм в современном художественном процессе
- Новые технологии в культуре постмодерна
Культурология российской цивилизации
- Методологические особенности исследования духовного опыта в русской культуре
- Культура Русского зарубежья
- Культурология русской ментальности
- Творческое начало в исторических судьбах «русского мира»
- Креативность в национальном образе мира: традиция и инновация
- Эволюционизм и цивилизационный подход в исследовании культуры России
- Культура современной России в архитектонике тотальной глобализации
- Современный художественный процесс в России: общее и особенное
Педагогическая культурология
- Теоретические основания современной педагогической культурологии
- Современное состояние преподавания дисциплин культурологического цикла в школе и ВУЗе
- Актуальные проблемы преподавания истории мировой художественной культуры в средней и высшей школе
- Инновационные технологии в культурологическом образовании
- Педагогика культуротворческой деятельности
- Новые образовательные стандарты современного культурологического знания
- Компетентностные ориентиры технологий подготовки культуролога в системе высшего и постдипломного образования
Культурная политика в контексте глобального кризиса
- Философия толерантности и вызовы современного мира
- Сценарии культурной политики в динамике многополярного мира
- Культурная политика и институциональная система современного общества
- Культурная политика в области современного искусства
- Креативность в опыте культурного планирования
- Новые цивилизационные сценарии и диалог культур
- Инновационные стратегии современной культурной политики
- Позитивные сценарии выхода из глобального социально-экономического кризиса
К участию в работе конгресса приглашаются не только профессионалы, специализирующиеся в данной предметной области, но и представители иных, частных и смежных по отношению к культурологии научных и научно-практических дисциплин, а также все члены интеллектуального сообщества, которым небезразлично положение, сложившееся в современной отечественной и международной гуманитарной науке.
Подача заявок осуществляется через электронную форму регистрации на сайте конгресса: http://congress.spbric.org.
Заявки принимаются с 15 февраля по 15 июля 2010 года включительно. Текст статьи объемом не менее 20,000 и не более 40,000 знаков предоставляется одновременно с заявкой. Правила оформления тезисов и полнотекстовых материалов размещены на официальном сайте конгресса в разделе «Требования к подаче материалов». Все материалы, полученные и принятые оргкомитетом, будут опубликованы. Сборник тезисов выйдет из печати до начала конгресса; полнотекстовые материалы — в печатном или электронном виде — будут изданы после его окончания.
Инструкция по оплате организационного взноса, составляющего 500 руб. размещена на сайте конгресса в разделе «Оплата орг. взносов». Квитанция об оплате прикрепляется к заявке на участие в виде вложенного файла.
Все организационные расходы просим предусмотреть за счет командирующей Вас стороны.
Серия предшествующих работе конгресса круглых столов, интернет-коллоквиумов и научных консультаций пройдет на интернет-портале «Сетевого сообщества "РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ"».
Контактное лицо рабочего оргкомитета конгресса: кандидат культурологии, доцент Алина Владимировна ВЕНКОВА
Электронный адрес рабочего оргкомитета конгресса: congress@spbric.org
Факс: (+7 812) 571 2527
Скачать информационное письмо В формате PDF
|