КОНЦЕПЦИЯОбщая цель III Российского культурологического конгресса состоит в продолжении, развитии и укреплении традиции проведения национальных научных форумов с международным участием, заложенной в 2006 году Российским институтом культурологии, выступившим в сотрудничестве с рядом ведущих научно-исследовательских и научно-образовательных центров Российской Федерации. Ключевая задача I Российского культурологического конгресса (2006) состояла в подведении предварительных итогов первых десятилетий развития отечественной культурологии, презентации сложившихся в ее рамках ведущих научных школ, уточнении наиболее приоритетных задач культурологической науки перед лицом вызовов современности, то есть той проблематики, которая определяется в западной академической традиции как the state of the art. В заключительных документах конгресса, объединившего около 400 исследователей, была отмечена актуальность и конструктивность всемерной консолидации научно-исследовательских и научно-педагогических сил вокруг обсуждения и разработки ключевых проблем современной культурологии, необходимость и своевременность скорейшего применения на практике результатов теоретических разработок, обусловленная не только очевидной динамичностью, но и известной противоречивостью, присущей современному этапу развития российской цивилизации в целом. Следующий, II культурологический конгресс был проведен в Санкт-Петербурге через два года, в 2008 году. Для участия в его работе на берегах Невы собралось уже более 600 ученых-культурологов, представлявших большинство регионов Российской Федерации и стран СНГ. Ключевая тема конгресса была сформулирована как «Культурное многообразие: от прошлого — к будущему», что прямо соотносится с культурной стратегией ЮНЕСКО, в рамках которой культурное многообразие было осмыслено в качестве магистрального направления, выдвинутого в качестве противовеса вызовам культурной стандартизации с одной стороны, и культурного сепаратизма — с другой. Как следствие, естественным было привлечение Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации к работе конгресса в качестве его стратегического партнера. В рамках конгресса была проведена презентация ряда инновационных проектов, выводящих академическое сообщество культурологов на новые рубежи конструктивного взаимодействия. В качестве примера достаточно указать на серию коллективных монографий под общим заглавием «Фундаментальные проблемы культурологии», основанных на текстах ключевых докладов конгресса, пересмотренных и дополненных авторами специально для целей указанного издания: к настоящему времени вышло в свет или находится в печати семь томов общим объемом около 250 авторских листов. Другой пример представляет инновационный интернет-проект «Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ», к настоящему времени объединивший лишь в рамках постоянного зарегистрированного участия около полутора тысяч культурологов со всех концов России и стран ближнего и дальнего зарубежья в рамках единого информационного пространства, что позволило существенно активизировать сотрудничество культурологов в период между конгрессами. Стратегия позиционирования намеченного к проведению с 27 по 29 октября 2010 года в Санкт-Петербурге III Российского культурологического конгресса c международным участием включает в себя, прежде всего, продолжение на новом уровне начатых на предыдущих национальных конгрессах дискуссий, посвященных проблемам делимитации существующей в настоящее время группы культурологических дисциплин и перспективам их перерастания в единую предметную область, занимающую собственное место в рамках подвергающейся в настоящее время общему пересмотру «системы наук»; согласованию и доработке базовых исследовательских стратегий и дескриптивных процедур, сложившихся в рамках таких дисциплин; эксплицитному выявлению культурных универсалий и кодов, норм и ценностей, присущих обществам традиционного и современного типов, равно как и разработке концептов, адекватно передающих черты их локального своеобразия в исторической статике и динамике; методов и приемов разграничения и гармонизации предметов и методов частных культурологических дисциплин и смежных по отношению к общей культурологии наук - и, разумеется, стратегий и тактик оптимальной культурной политики, сохраняющей свой гуманистический культуротворческий потенциал в экстремальных условиях обществ, стремительно изменяющихся в общем контексте далекого пока от завершения глобального социально-экономического кризиса. В качестве ключевой темы конгресса выдвинута фундаментальная категория креативности, рассматриваемой в пространстве традиции и инновации. При постановке указанной проблематики во главу угла, выявляются несколько ближайших горизонтов ее раскрытия. В первую очередь, речь идет о профессиональном художественном творчестве в обществах европейского типа нового и новейшего времени, а также о стадиально предшествовавших ему многообразных формах фольклора. Выработанные преимущественно на указанном материале концепции мировой художественной культуры и теоретического искусствознания в целом послужили в качестве одного из источников идей и методов при формировании теоретической культурологии и, в свою очередь, подвергаются в настоящее время дальнейшей реструктуризации и развитию на правах ее составной части. Речь, безусловно, идет и о типологически своеобразных модусах креативности, укорененных в богатой культурной традиции стран Востока, которые продолжают свое историческое бытие, а иногда и начинают его в рамках многообразных субкультур современного полиэтнического, плюралистического общества, активно способствуя, в свою очередь, преобразованию присущих ему культурных форм, а зачастую и общей картины мира. В ближайшие задачи культурологии входит опознание таких субкультур в качестве своих предметов, выработка форм адекватных им теоретических дискурсов, прослеживание многообразных способов рецепции их творческих импульсов в актуальном искусстве и их воздействия на формирование магистральных феноменов современной массовой культуры. Наконец, существенно важным представляется осмысление и дескрипция в рамках собственно культурологической теории всего комплекса мер, необходимых и достаточных для продолжения традиции в новых, зачастую принципиально изменившихся условиях — или, с другой стороны, совокупности базовых закономерностей возникновения и укоренения инноваций в лоне пространства традиции. Не вызывает сомнения, что именно креативность была движущей силой, позволившей многим обществам прошлого преодолеть трудности роста и кризисы самоидентификации, переосмыслив собственное культурное наследие и обнаружив в нем инновационный потенциал, найдя, тем самым, убедительный способ продолжения «живого» прошлого в будущем. Данная тематика, включающая в себя и проблематику культурного наследия, сохраняет особую актуальность в деле обновления отправных положений современной культурной политики. В более отдаленной перспективе, последовательная разработка концепта креативности может способствовать более тесному вовлечению в пространство культурологического дискурса как естественных, так и общественных наук. Так, в отношении первых назревшим и целесообразным представляется отслеживание психобиологических корней творческой активности, модусов манифестации креативности поверх линии водораздела, разделяющего природу и культуру. Во втором отношении, весьма своевременным является пересмотр и обновление социокультурных стратегий и тактик поддержки и обогащения креативного потенциала общества, представляющих собой одну из ключевых задач современной культурной политики. Значительным потенциалом обладает дальнейшее продолжение развернутой в рамках теоретической культурологии систематической разработки как сравнительно-исторического, так и сопоставительно-типологического аспектов креативности, первого в тесном контакте с проблематикой динамики культурных форм, последнего — при всемерном учете стратегически важного для его разработки инструментария теории культурных универсалий. Насущной является и задача научного осмысления оптимальных способов поддержки креативности в условиях современной российской цивилизации, ее роли и значения при решении магистральных задач поддержания единого культурного пространства, повышения доступности культурных благ и оптимизации их стандартов, ускоренной адаптации сферы культуры к условиям рыночного хозяйства и реалиям мирового культурного процесса. При делимитации указанных предметных областей, естественный ориентир представляют собой концептуальные положения и формулировки государственной культурной политики РФ, нашедшей свое отражение в тексте таких программных документов, как Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2011 годы)», «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации» — и, разумеется, в основном содержании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) с целым рядом продолжающих и развивающих его положения федеральных законов и подзаконных актов, пересматриваемых и дополняемых в настоящее время в рамках активно ведущейся работы по выработке нового Закона о культуре. Следует помнить и о том факте, что уделив особое место общей целевой установке развития и поддержки современной российской культуры в контексте принципов проведения в жизнь новой политической стратегии, представленных в корпусе недавнего (ноябрьского 2009) ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев нашел своевременным выделить в ней три наиболее актуальных направления, одно из которых составила разносторонняя поддержка креативности в пространстве традиции и инновации, находящей выражение в первую очередь в сфере художественного творчества, но отнюдь не ограниченную таковым: «Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни». Разумеется, выдвижение ключевой темы конгресса не может и не должно помешать продолжению подробного, вдумчивого рассмотрения всего комплекса как фундаментальных, так и более узких тем, вплоть до прикладных вопросов, представляющихся актуальными широкому кругу представителей современной культурологической мысли. Сюда относится обширный круг тем, обсуждение которых предполагается структурировать в рамках 4 пленарных и 30 секционных заседаний, а также 2 круглых столов, сгруппированных вокруг 8 базовых тем: теоретическая культурология, историческая культурология, динамика культурных форм, фундаментальные проблемы мировой художественной культуры, культурология креативности, педагогическая культурология, культурология российской цивилизации, культурная политика в контексте глобального кризиса. Параллельно работе конгресса, усилиями специально сформированных для решения соответствующих задач особых организационных комитетов планируется проведение нескольких научных симпозиумов, посвященных разработке концепции межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалогов как неотъемлемой составляющей части культурной стратегии ЮНЕСКО на современном этапе. Наиболее общий теоретический контекст указанных встреч составляют программные документы ЮНЕСКО, в первую очередь семь ее так называемых «больших конвенций», всесторонний учет впечатляющего интеллектуального потенциала которых представляется весьма полезным для возможно более полного раскрытия ключевой темы конгресса в целом. К участию в работе конгресса приглашаются не только профессионалы, специализирующиеся в данной предметной области, но и представители иных, частных и смежных по отношению к культурологии научных и научно-практических дисциплин, а также все члены интеллектуального сообщества, которым небезразлично положение, сложившееся в современной отечественной и международной гуманитарной науке. В силу как теоретической недопустимости изучения современных культур в изоляции друг от друга, так и базовой для отечественной культурологии коммуникативной открытости, к участию в работе конгресса, как обычно, приглашаются коллеги из стран СНГ и дальнего зарубежья. Позиционирование конгресса в качестве открытого научного форума представляется обоснованным и конструктивным в контексте необходимости ускоренного включения отечественной культурологической науки в широкий международный контекст на основе взаимного уважения и признания, что представляется существенно важным для всех сторон, принимающих участие в таком диалоге. III Российский культурологический конгресс c международным участием планируется к проведению в качестве масштабного общекультурного мероприятия, включающего, помимо научной программы, ряд выставок, презентаций, мастер-классов и выездных заседаний, сгруппированных вокруг особого, сателлитного по отношению к конгрессу проекта, получившего название III Форума кураторских инициатив «Петербургская биеннале современного искусства». Комплементарная по отношению к основной программе, биеннале способствует активизации диалога между академической и художественной общественностью. Основную часть мероприятий Форума планируется посвятить анализу художественного воплощения идеи креативности, осмыслению характера и контекста творческой продуктивности в условиях современного мира. Представляя собой стратегический проект Российского института культурологии, проводимый совместно с рядом ведущих научно-исследовательских и научно-педагогических учреждений РФ, при поддержке со стороны ряда заинтересованных государственных органов, независимых и международных организаций, культурологический конгресс позиционирован как постоянный общероссийский форум с международным участием, созываемый в Санкт-Петербурге под руководством постоянного оргкомитета, с периодичностью раз в два года. Пленарные заседания конгресса по традиции проводятся в историческом здании Санкт-Петербургского Научного центра Российской Академии наук на Университетской набережной, что призвано символизировать единство отечественной академической - и шире, культурной традиции во времени и пространстве. Выбор Петербурга как базового места проведения конгресса представляется знаковым и оправданным, принимая во внимание статус города как одного из центров академической научной мысли. В числе тем, намеченных к обсуждению, в первом приближении выделены следующие: Теоретическая культурология
Историческая культурология
Динамика культурных форм
Культурология креативности
Фундаментальные проблемы исследования мировой художественной культуры
Культурология российской цивилизации
Педагогическая культурология
Культурная политика в контексте глобального кризиса
|