Секция «Региональная культура».Руководитель секции
Концепция секцииВыражение «региональная культура» не совсем привычно в культурологической практике. Есть мнение, что такое понятие в эпоху интенсивных информационных коммуникаций не имеет смысла. Но реальность свидетельствует о том, что региональная культура как система ценностей существует независимо от каких-либо мнений о ней. В нашей стране долгое время стремление к монокультурности задавалось из единого центра. В настоящее время она сменяется мультикультурностью, несмотря на усиление «вертикали власти». Российской культуре свойственна мозаичность, существование многих центров (например, Тобольск — духовный центр Сибири).Что входит в понятие духовного центра? Религиозные ценности, или же исторические традиции российского освоения Сибири, моральные ценности? Представляется логичным, что следует вести речь о формировании так называемого «регионального ценностного пространства», имеющего свой центр, ядро. Регион — это, прежде всего, культурная общность, хотя это понятие употребляется чаще всего в социально-экономическом значении. Что образует эту общность? Система ценностей, которая формируется под влиянием общей истории, судьбы, событий, современных видов деятельности, наличия природных богатств, условий для развития промышленности. Эта система обеспечивает самоорганизацию и саморегуляцию, как в подсистемах, так и в системе региона в целом. Регион представляет собой густую сеть культурных взаимодействий, взаимовлияний, в результате которых и формируется некое единство, называемое региональной культурой, культурным ландшафтом или культурным пространством региона. Это единство обладает особым языком, системой ценностей, видами деятельности, наличием пассионарных лидеров. (Например, в Тюменской области имена первопроходцев 1960–1970-х годов стали легендарными. Тип человека — первопроходца — одна из самых обсуждаемых тем на региональных научных конференциях, в средствах массовой информации, искусстве). Региональное культурное пространство имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Горизонтальный срез отражает, прежде всего, этническую и конфессиональную картину региональной культуры, которая по сути своей чрезвычайно разнообразна — в тюменском регионе, например, проживает население, представляющее около ста национальностей и различных вероисповедовании. В течение последних тридцати — сорока лет идет процесс формирования единой культурной общности — формируется новая культура, отличающаяся от традиционной, этнической, субъектами которой переселенцы были изначально, по приезде в регион. Несмотря на высокую миграцию, значительная часть приезжих закрепилась в новых городах, и стала идентифицировать себя с новыми культурными реалиями. Так появился «суперэтнос», новая культурная общность со своими системами ценностей, языком и привычками. (Это — один из предметов изучения региональной культурологии). В недавнем прошлом освоение называлось колонизацией. Известны слова В.О. Ключевского о том, что вся история России — это история колонизации. Культура региона — это всегда в большей или меньшей степени — культура колонизации или культура освоения. Вертикальная структура культурного пространства региона также чрезвычайно многообразна. Ее элементами являются субкультуры отдельных видов деятельности — это культура труда, культура права, морали, эстетики. Это культура отдельных субъектов региона — сельских жителей, городских — жителей исторических и новых городов — в основном северных (в Сибири). Северные города — особый разговор. Они в последние двадцать лет явились центрами формирования новой субкультуры, которая отличается динамикой, креативностью. Модель освоения региона, культура освоения новых территорий до сих пор мало исследована. У нее другой цикл, другая динамика, ценности. Именно креативность позволила людям, осваивавшим новые территории, преодолеть трудности адаптации к новой жизни, выработать ценности нового века. Цели проведения
Ключевые проблемы для обсуждения
Предполагаемый состав участниковКононова Т. М., д. социол. наук, зав. кафедрой иностранных языков Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий;Семенова В. И., д. культурологии, зав. кафедрой истории, искусствоведения и музейного дела Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий; Худякова Г. П., д. филос. наук, профессор зав. кафедрой религиоведения Тюменского государственного нефтегазового университета; Шабатура Л. Н., д. филос. наук, зав. кафедрой философии Тюменского государственного нефтегазового университета; Балина Л. Ф., канд. филос. наук, начальник научного отдела Тюменского государственной академии культуры, искусств и социальных технологий; Боровинская Д. Н., канд. филос. наук, преподаватель Сургутского государственного педагогического университета; Зимин А. Ю., предприниматель. |