Секция «Философия культуры: аналитика оснований всякого произведения»

Руководитель секции

Владимир Александрович Конев
Самарский государственный университет. Кафедра философии гуманитарных факультетов. Заведующий кафедрой, д.ф.н., профессор

Программная идея

Культурология (cultural studies) в традиции отечественной гуманиcтики занимает особое место. Изменение идеологической атмосферы в стране вызвало естественную реакцию — ориентацию на исследование особенного, а не типичного, отличного, а не тождественного, индивидуального, а не коллективного, субъективного, а не объективного и т. д. Все это вылилось, в конечном счете, во внимании к культуре как средоточию особенного, различного, субъективного, индивидуального.
Особое место в культурологических исследованиях благодаря Эдуарду С. Маркаряну заняла проблематика теории культуры. Поскольку многие из исследователей, обратившихся к этой проблеме, были прописаны в провинции «философских наук» (М. С. Каган, Л. Н. Коган, Э. В. Соколов и другие), то сфера теоретического и философского анализа культуры не различались. Возможно, это различие, действительно, не так уж и важно. Однако, поскольку в самой современной философии происходят потрясающие ее изменения — сначала лингвистический и антропологический повороты, потом постмодернистское головокружение разрушили ее классическую структуру, то для философии становится актуальным новое самоутверждение. Это самоутверждение требует, с одной стороны, обращения к философской традиции — нет философии без философии, а с другой — обращение к такому конкретному материалу, который может придать философии определенность, без чего она не будет интересна современному прагматически ориентированному сообществу. Совершающийся практический поворот (еще один поворот!) философии превращает философское мышление в диагностику различных современных ситуаций. Здесь встречается извечная проблематика философии — размышление о предельных основаниях бытия, мысли и чувства, с конкретностью человеческой жизни, в которой они (бытие, мысль, чувства) реализуются.
Культура во всех своих проявлениях — действиях, произведениях, институциях — конкретна и определенна, культура практична даже тогда, когда она предъявляет себя как вечные ценности. Обращение философии к этой практике, философская критика культурных ситуации и произведений может дать философии не только приобщение к силе конкретного содержания (как получал свою силу мифический Атлант от прикосновения к Земле), но и сможет открыть область совершенно новых представлений о предельных основаниях самого значимого для человека начала жизни — творческого деяния.
Может быть, тогда философия (не забудем: фило- София) сможет повторить слова Софии: «Я была там, Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны…»

Предлагаемые для обсуждения вопросы

  1. Различие теории культуры и философии культуры как различие теории и философской критики.
  2. Философская критика культуры как выявление оснований культурного бытия.
  3. Философская критика культуры и онтология культуры.
  4. Культурное бытие как бытие значимое. Особенности существования значимого бытия.
  5. Производность значимого бытия.
  6. Культурное бытие как произведение и как (ре)продукция.
  7. Априорные (автохтонные) и апостериорные основания культурных феноменов.
  8. Четыре причины Аристотеля и культурное бытие.
  9. Идея Абсолюта и культурное бытие.
  10. Типология проявления культурного бытия.
  11. Бытие и необходимость, небытие и долженствование.
  12. Культурные категории, их типология и функции.
  13. Культурные доминанты и культурные ценности как основания смысла.
  14. Логика смысла (Ж. Делез, А. В. Смирнов).
  15. Культурные действия и культурные артефакты.
  16. Культурные произведения и культурные продукты. Различия произведений и продуктов.
  17. Продуктивные и репродуктивные действия.
  18. Основания продуктивного и репродуктивного деяния.
  19. Индивидуальное начало в культуре.
  20. Основания индивидуальности.
  21. Время и пространство произведения.
  22. Универсалии и сингулярности культуры.
  23. Есть ли историческая логика развития культуры?
  24. Современный кризис: «разруха» в мире цивилизации, или «разруха в головах»?
  25. «Affirmo ergo est» versus «Cogito ergo sum».

Предполагаемые участники

Голенков Сергей Иванович, проф., д.ф.н., Самарский госуниверситет
Голик Надежда Васильевна, проф., д.ф.н., зав. кафедрой эстетики Санкт-Петербургского госуниверситета
Конева Анна Владимировна, доцент, к.ф.н., РГПУ им. А. И. Герцена
Лехциер Виталий Леонидович, проф., д.ф.н., Самарский госуниверситет
Пигров Константин Семенович, проф, д.ф.н., зав. кафедрой социальной философии и философии истории Санкт-Петербургского госуниверситета
Радеев Артём Евгеньевич, ст.преп., к.ф.н., Санкт-Петербургский госуниверситет
Сурова Екатерина Эдуардовна, доцент, д.ф.н., Санкт-Петербургский госуниверситет

Контакты

Ведущий авторское заседание: Конев Владимир Александрович: Vakonev37@mail.ru
Секретарь: Конева Анна Владимировна: akoneva@list.ru

На основе выступлений на заседании предполагается издание сборника статей.