Секция «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»

Руководители секции

Николай Андреевич Хренов,
д.ф.н., проф., заместитель Директора Государственного института искусствознания МК РФ; Зав. Отделом теории искусства ГИИ; председатель Комиссии междисциплинарного исследования художественной деятельности Научного совета РАН «История мировой культуры»
Игорь Вадимович Кондаков,
д.ф.н., к. филол. н., проф. Кафедры истории и теории культуры РГГУ, акад. РАЕН; зам. Председателя Научного совета РАН «История мировой культуры»

Концепция Секции

С началом формирования культурологии как междиcциплинарного поля изучения культуры как интегрального и сложно дифференцированного целого, функционирующего «здесь и сейчас» и в то же время включающего в себя все предшествующее историческое развитие, изучение искусства принципиально изменилось. Собственно искусствоведческие подходы к изучению искусства (специфические для каждого вида искусства в отдельности (литературы и изобразительного искусства, театра и музыки и т. д.) и общефилософские исследования искусства как эстетического феномена дополнились многомерными аспектами изучения искусства как феномена культуры.
Искусство, таким образом, предстало перед исследователями как многогранное явление, возникающее и исторически развивающееся в сложно дифференцированном контексте культуры, в одном ряду с мифологией и религией, философией и повседневностью, различными науками и научными концепциями, политикой и идеологией, техникой и технологиями, на пересечении различных национальных картин мира, этнокультурных и социокультурных взаимодействий, исторических эпох. В напряженном диалоге и взаимодействии с различными культурными явлениями искусство и существует на каждом этапе своего исторического становления и развития. Вырабатывая обобщенные и одновременно построенные на различных научно-методологических основаниях принципы изучения и критерии оценки явлений культуры (исторические и социологические, философские и психологические, семиотические и культуркоммуникативные и т.п.), культурология прилагает их и к изучению искусства (наряду с иными феноменами культуры), тем самым превращая собственно искусствоведческие методы анализа искусства из общенаучных и универсальных — в частнонаучные и конкретные, — наряду с другими, инонаучными методами исследования искусства.
Такой многовекторный (культурологический) анализ искусства — в контексте различных исторических эпох; в окружении различных феноменов культуры, отличных от искусства в феноменологическом или социальном отношении и сходных с ним в историко-функциональном, этнокультурном или коммуникативном плане; в постоянном соотнесении текста произведений искусства с их современным или историческим контекстом культуры — оказывается в современных условиях особенно эффективным и перспективным при анализе искусства различных видов и форм как феномена культуры. В этом проявляется универсальность методологического потенциала культурологии в процессе междисциплинарных исследований искусства прошлого, настоящего и будущего, открывающего множество возможностей для осмысления, интерпретации и оценки искусства на всех уровнях его функционирования.

Ключевые темы и проблемы для обсуждения

  1. Своеобразие культурологического подхода к изучению искусства: возможности и перспективы.
  2. Культурологический анализ искусства в проблемном поле современной междисциплинарности.
  3. Методологический универсализм и плюрализм культурологии в исследованиях искусства.
  4. Диалог науки и искусства как культурологическая проблема.
  5. Культ и культура с позиций культурологии.
  6. Искусство в историческом контексте культуры.
  7. Искусство в аспекте проблем цивилизационной идентичности.
  8. Искусство в истории мировых цивилизаций.
  9. Типология искусства — типология культур.
  10. Проблемы современного синтеза искусств с позиций культурологии.
  11. Культура как предмет рефлексии искусства.
  12. Социальная и культурная рефлексия искусства с точки зрения культурологии.
  13. Идеи и образы культуры в истории искусства.
  14. Метафоры культуры как язык искусства.
  15. Языки культуры в истории искусства
  16. Роль искусства в развитии культуры.
  17. Критерии искусства в квалификационных интерпретациях и оценках культуры.
  18. Искусство как средство проектирования и моделирования культуры.
  19. Место художественной культуры в историческом контексте культуры.
  20. Структура и социокультурная динамика художественной культуры.
  21. Искусство как предмет рефлексии культуры.
  22. Место искусства в системе художественной культуры: история и современность.
  23. Функции искусства в системе научно-познавательной культуры.
  24. Искусство и философия: возможности и перспективы диалога.
  25. Искусство и политика: многообразие аспектов взаимодействия.
  26. Место искусства в культуре информационного общества.
  27. Культурологические методы исследования искусства.
  28. Семиотические подходы к изучению искусства.
  29. Интертекстуальный подход к осмыслению искусства.
  30. Культурфилософский подход к интерпретации искусства.
  31. Информационно-аналитический подход к искусству.
  32. Этнокультурные и глобалистские аспекты изучения современного искусства.
  33. Искусство как предмет компаративистских исследований.
  34. Роль и место искусства в глобализированном мире.
  35. Цивилизационный подход к искусствоведческим исследованиям.
  36. Методы интеллектуальной истории в изучении искусства.
  37. Психоаналитические методы в исследовании искусства.
  38. Эстетическое бессознательное в современном искусстве.
  39. Виртуальные формы искусства и культуры.
  40. Искусство в контексте медиакультуры.
  41. Искусство между элитарной и массовой культурами.
  42. Методы искусства в изучении культуры.

Установочные содоклады

  • Хренов Н. А. Методологический потенциал культурологии в изучении отечественного и мирового художественного процесса
  • Кондаков И. В. Культурная семантика искусства: целостность и многомерность

Примерный состав участников секции

  1. Кривцун Олег Александрович, заведующий отделом теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор философских наук;
  2. Колотаев Владимир Алексеевич, ведущий научный сотрудник отдела теории искусства Государственного института искусствознания, доктор филологических наук;
  3. Маньковская Надежда Борисовна, главный научный сотрудник отдела эстетики Института философии Российской академии наук;
  4. Мильдон Валерий Ильич, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова;
  5. Мариевская Наталия Евгеньевна, преподаватель кафедры гуманитарных наук Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, кандидат искусствоведения;
  6. Трубочкин Дмитрий Владимирович, директор Государственного института искусствознания, заведующий отделом исторической психологии искусства, доктор искусствоведения;
  7. Вдовина Наталия Владимировна, научный сотрудник Научного совета «История мировой культуры» Российской академии художеств, кандидат философских наук;
  8. Сайко Елена Анатольевна, ведущий научный сотрудник кафедры культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской федерации, доктор культурологии.