Круглый стол «Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы»

Руководители Круглого стола

Владислав Львович Бенин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, заведующий кафедрой культурологии, доктор педагогических наук, профессор
Валентина Васильевна Власенко
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, доцент кафедры культурологии, кандидат культурологии

Концепция

Культура есть механизм трансляции социального опыта, в силу чего она априорно содержат в себе педагогический аспект. Однако, существуя в качестве понятия, педагогическая культурология сегодня еще не сформировалась как самостоятельный раздел культурологии.
Развиваясь на стыке культурологии и педагогики, педагогическая культурология интегрирует в научном поле теоретических и практических исследований данные философских, культурологических, социологических, психологических, педагогических и др. наук, что позволяет ей ставить и решать проблемы актуальные в современной культурной ситуации. Одна из таких проблем — соответствие системы образования как школьного, так и вузовского, новой научной картине мира, новой социокультурной реальности.
Сегодня наблюдается разрыв между теоретическим осознанием значимости роли культуры в жизни человека и общества и практическим применением в структуре системы образования (среднего и высшего) концепций, выработанных фундаментальной культурологией. Проблема культурологизации образования, заявленная ещё в прошлом веке, не решена по сей день.
Конец ХХ века отмечен возникновением постнеклассической науки, для которой характерно стремление к стиранию непроходимых прежде границ между методологией естественнонаучного и гуманитарного познания. Приоритетными принципами анализа в различных областях научного знания становятся такие методы гуманитарного исследования как понимание, диалог. Но если и в естественнонаучном знании сегодня доминирует принцип человекосообразности, то в школе ученик, по-прежнему, остается объектом учебно-воспитательного процесса, а диалог как методологический принцип, достаточно полно разработанный и в психологии, и в педагогике, находится на периферии практической деятельности рядового учителя рядовой школы.
Главной ценностью техногенной цивилизации являлось преобразование внешнего по отношению к человеку мира, сегодня же отчетливо осознается необходимость согласования активности человека, направленной на постижение внешнего мира и его активности, направленной на совершенствование своего внутреннего мира. «Для того чтобы истина открылась человеку, ему необходимо нравственное самовоспитание» (В. С. Степин). Это не может не определять особое значение нравственных установок личности и, соответственно, методов и форм духовно-нравственного воспитания и в школе, и в вузе. Введённый, в качестве экспериментального, в школьную программу новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по ряду причин не способен выполнить поставленную задачу формирования и воспитания духовной сферы личности.
По-прежнему в современной школе в положении «Золушки» находится образовательная область «Искусство» и недооценивается функция искусства в развитии духовного потенциала личности и формировании такого важного качества личности, востребованного современной культурой, как креативность.

Список вопросов для обсуждения

  1. Педагогическая культурология: традиции и инновации.
  2. Теоретико-методологические основы современной педагогической культурологии.
  3. Культурологический подход в образовании: итоги и перспективы.
  4. Концепт культуросообразности и границы его применения.
  5. Проблемы культурологического образования: столица и провинция.
  6. Проблемы культурной и образовательной безопасности России.
  7. Социодинамика российской образовательной среды: проблемы исследования.
  8. Современное состояние преподавания дисциплин культурологического цикла в школе и ВУЗе.
  9. Религиозная культура в светской школе: «возврат к истокам» или «мудрствование от лукавого»?
  10. Культурология в стандартах третьего поколения: «камо грядяши»?
  11. Социокультурные практики в образовательном пространстве школы и ВУЗа.
  12. Креативный потенциал педагогической культурологии.
  13. Место культурологии в становлении компетентного специалиста.
  14. Учитель как транслятор культуры: судьбы педагогического образования и педагогических вузов в России.

Предполагаемый список участников

Бенин В. Л., (д.п.н., проф., зав. каф. культурологии БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Балакина Е. И., (к. культурологии, доц., зав. каф. БарнГПУ, г. Барнаул)
Брандт Г. А., (д.ф.н., зав. каф., Гуманитарный ун-т, г. Екатеринбург)
Власенко В. В., (к. культурологии, доц., БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Гильмиянова Р. А., (к.и.н., доц., БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Жерносенко И. А., (к. культурологии, доц., зав. каф. АКИПКРО, г. Барнаул)
Жукова Е. Д., (к.п.н., доц., БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Жукоцкая З. Р., (д. культурологии, проф., зав.каф.,ЭПИ (филиал Тюм.ГУ) г.Нижневартовск)
Иванцова Н. А., (дир. школы № 147, г. Уфа)
Игнатьева О. В., (к.и.н., доц., зав.кафедрой ПермГПУ, г. Пермь)
Костенко О. Е., (к.п.н., доц. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск)
Надеждина В. А., (д.и.н., доц. кафедры истории и культурологии УГНТУ, г. Уфа)
Уразметов Т. З., (к. культурологии, доц., БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Хорошавцева О. П., (преподаватель каф. культурологии БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа)
Хусаинова Р. Х., (старший методист, ИРОБ, г. Уфа)

К участию в работе приглашаются все, заинтересованные проблематикой педагогической культурологии.

Контакты: В. В. Власенко: val-vlasenko@yandex.ru